1.1. К самостоятельной работе в качестве оператора фреоновых холодильных установокмогут быть допущены лица, не имеющие медицинских противопоказаний, достигшие 18-летнего возраста и прошедшие:
• вводный инструктаж;
• инструктаж по пожарной безопасности;
• первичный инструктаж на рабочем месте;
• обучение безопасным методам и приемам трудапо 20 часовой программе
• инструктаж по электробезопасности на рабочем месте и проверку усвоения его содержания. 1.2.Оператор при обслуживании фреоновых холодильных установокдолжен проходить:
• повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
• внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более, чем на 30 календарных дней.
Психология и роль коллектива в обеспечении безопасности труда на производстве
В обеспечении безопасных условий труда наряду с техническими и технологическими новшествами первостепенное значение имеют поведение самих работников, соблюдение ими установленных требований правил безопасности и соответствующий психологический климат в производственном коллективе.
Многолетний опыт расследования причин аварий и несчастных случаев на производстве показывает, что в подавляющем большинстве их причиной является так называемый человеческий фактор. При этом невольно напрашивается принципиально важный вопрос: почему люди, которым от рождения присущи инстинкты самозащиты и самосохранения, становятся виновниками своих травм? Ведь если человек психически нормален, то он без повода никогда не станет стремиться к травме. Очевидно, такие случаи могут происходить либо по независящим от человека причинам, либо тогда, когда его побуждают к нарушению правил определенные обстоятельства. Следовательно, чтобы предупредить появление подобных происшествий, нужно, прежде всего, выявить эти побудители и исключить их воздействие.
Анализируя причины, повлекшие аварии или несчастные случаи, надо учитывать, что при установке вполне современного оборудования, в том числе и импортного, а также при использовании новых технологий появляются и новые опасности, вовремя противостоять которым способен не каждый. С развитием химических, нефтехимических и других промышленных производств и комплексов резко возрастает и цена ошибок человека, делающая условия труда более опасными.
Состояние условий труда и профессиональной заболеваемости в Республике Беларусь за 2010 г
Улучшение условий труда, сохранение здоровья работающих является приоритетным направлением в работе органов и учреждений государственного санитарного надзора. Реализация мероприятий раздела «Здоровье и труд» Государственной программы обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы позволила улучшить условия труда на 2,6 тыс. рабочих местах для 8 тыс. работников. Более чем на 400 промышленных предприятиях проведена реконструкция зданий, модернизация производств, технологических процессов, замена устаревшего оборудования, выполнены работы по усовершенствованию систем вентиляции и отопления (ЗАО «Могилевский комбинат силикатных издели», РУП ДП «Зенит» Могилевской области, КУП «Новогрудский завод металлоизделий», ОАО «Молочный мир» Гродненской области, ОАО «Минский автомобильный завод», РУП «Минский тракторный завод», РУП «Белмедпрепараты» г. Минска, РУП «Белорусский цементный завод», ОАО «Нафтан» завод «Полимир» Витебской области, ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» Брестской области и др.).
Современные подходы в системе подготовки работников опасных производств
После анализа изменений нормативной базы по вопросам подготовки и аттестации персонала предприятий с опасными производственными объектами следует рассмотреть возможности совместной работы в этом направлении промышленных предприятий, учебных организаций и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Изменения - порой весьма значительные - в требованиях к аттестации, как это было проиллюстрировано в предыдущей публикации, нередко приводят к непониманию, неразберихе, ошибкам и противоречиям. Промышленные предприятия не до конца понимают все тонкости нововведений, а государственные надзорные органы вынуждены четко (иногда жестко) придерживаться указанной линии.
Союзниками и проводниками новых подходов в такой ситуации могут и должны выступать учебные организ ции. С одной стороны, они отслеживают все изменения в законодательстве, поскольку для многих учебных центров это вопрос их «жизни и смерти». С другой им постоянно приходится разъяснять заказчикам образовательных услуг суть таких изменений, вникать во все тонкости процедур подготовки и аттестации персонала, быть связующим звеном между надзорными и поднадзорными организациями.
При этом было бы несправедливо говорить о том, что подобная разъяснительная работа не ведется со стороны Ростехнадзора. Как раз наоборот: сотрудники ФСЭТАН отвечают на письменные и устные вопросы работников промпредприятий, публикуют консультативные материалы в центральных и региональных изданиях; официальный сайт Ростехнадзора (http://www.gosnadzor.ru) содержит раздел «Вопрос-ответ».
Однако еще раз подчеркну - учебные центры могут и должны участвовать в этом процессе. Находясь между двух субъектов процесса аттестации, как между молотом и наковальней, они вынуждены находить оптимальные решения при неизбежно возникающих противоречиях, идти навстречу предприятиям, не нарушая при этом буквы закона.
Весь круг вопросов, связанных с аттестацией специалистов, условно можно разделить на три раздела:
• подготовка в учебной организации;
• собственно аттестация;
• работа аттестационных комиссий.
По поводу подготовки, пожалуй, самые распространенные вопросы касаются областей аттестации, а точнее - определения перечня нормативных документов, по которым необходимо провести процедуру аттестации. Иногда приходится даже сталкиваться с претензиями такого рода: «Мы указали вам область аттестации (например, Б2), и вы сами должны знать, какие нам нужны нормативные акты». Перечень нормативной документации по области Б2 нам, конечно же, известен, однако мы не всегда знаем все виды деятельности и опасные производственные объекты заказчика.
Кроме того, в некоторых случаях предприятия запрашивают у учебных организаций документы, подтверждающие право на их деятельность: лицензии и свидетельства об аккредитации. На мой взгляд, это правильно, но необходимо обращать внимание не только на сам бланк лицензии на образовательную деятельность, но и на приложения к нему, где указываются конкретные учебные программы. К сожалению, заказчики далеко не всегда учитывают наличие или отсутствие у учебного центра документов об аккредитации в Единой системе оценки соответствия, подтверждающих, что компания является независимым аттестационно-методическим центром (НАМЦ). Хотя организация, не имеющая такого свидетельства, все же имеет право на предаттестационную подготовку специалистов по вопросам промышленной безопасности в рамках действующей лицензии.
Еще совсем недавно в аттестационную комиссию необходимо было представлять результаты тестирования, проведенного аккредитованным учебным центром. Последние нововведения это требование отменили, установив, что тестирование в рамках аттестации должно осуществляться «в помещениях, занимаемых Службой» (п.9 Приказа Ростехнадзора № 591 от 12 июля 2010 года). Однако «в помещениях, занимаемых Службой», нет достаточного количества классов, оснащенных компьютерной техникой и тестирующими программами, поэтому тестирование в учебных центрах по-прежнему в большинстве случаев играет роль как итогового контроля знаний (условие оказания образовательной услуги), так и процедуры аттестации. По факту, несмотря на юридическую «необязательность», результаты этого тестирования представляются в аттестационную комиссию и по сей день.
Следует понимать, что формально итоговая проверка знаний по результатам обучения и аттестация - разные процедуры, осуществляемые разными организациями. Проверка знаний осуществляется в учебных организациях в рамках оказания образовательных услуг и допускается в любой приемлемой для этого форме. Аттестация является делом аттестационных комиссий - либо Ростехнадзора, либо предприятия, где работает аттестуемый.
Согласно последней редакции приказа Ростехнадзора № 37 от 27 августа 2010 года, в настоящий момент существует следующая иерархия аттестационных комиссий:
Служба охраны труда, ее роль и место в структуре управления предприятием
Служба охраны труда, ее роль и место в структуре управления предприятием. Определение и обоснование необходимой численности работников службы охраны труда.
Служба охраны труда отвечает за организацию работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ее рекомендуется организовывать как отдельное подразделение с непосредственным подчинением работодателю. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, а также с органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.
Необходимая численность сотрудников службы охраны труда устанавливается в соответствии с Постановлением Министерства труда РФ от 10.03.95 № 13 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии". Необходимое число сотрудников службы охраны труда устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников на предприятии и численности рабочих, занятых на тяжелых, горячих и связанных с вредными условиями труда работах, а также от количества самостоятельных производственных структурных подразделений. На предприятиях со среднесписочной численностью работников до 700 человек функции этой службы могут выполнять отдельные исполнители. На предприятиях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3-5 единиц (включая начальника), или отдел при штатной численности работников от 6 единиц.
Чтобы определить необходимую штатную численность сотрудников службы охраны труда, необходимо сначала пользуясь таблицами "Межотраслевых нормативов..." определить нормативы численности по отдельным направлениям деятельности службы охраны труда:
Сердюк О.С., руководитель ООО «Центр изучения и оценки юридических и экономических проблем системы промышленной безопасности и охраны труда»
Приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.06 № 873 утверждены новые Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи сертифицированных спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнениями (далее – Нормы).
К разработке данного документа был привлечен широкий круг участников рынка средств индивидуальной защиты (СИЗ): представители служб охраны труда организаций, профсоюзы и производители СИЗ. Был проведен ряд совещаний, семинаров и круглых столов с участием всех заинтересованных лиц, в результате чего был разработан вариант типовых отраслевых норм, максимально учитывающий пожелания заинтересованных сторон – государства, работодателей и профсоюзов.
На сегодняшний день система обеспечения работников СИЗ такова, что работодатель обязан выполнить требования законодательства в сфере охраны труда, т.е. обеспечить работника теми СИЗ и в том объеме, которые установлены соответствующими типовыми отраслевыми нормами. Существует возможность выдачи СИЗ и сверх установленных норм, но эти затраты не могут быть отнесены на себестоимость продукции. Данный механизм сопряжен с финансовыми затратами, а потому оказывается неэффективен.
Ответственность руководителя организации за неправильное расходование средств Фонда социального страхования РФ
Антипьева Н.В., канд. юрид. наук, доцент кафедры социального права Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского
Согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ к числу основных задач трудового законодательства относится правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом обеспечение права работников на обязательное социальное страхование признано одним из основных принципов регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ). Определяя правовое положение сторон трудового договора, ТК РФ закрепляет право работников на социальное страхование (ст. 21 ТК РФ) и устанавливает обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников (ст. 22 ТК РФ).
Таким образом, в системе обязательного социального страхования работник является застрахованным лицом, а работодатель – страхователем. Условие об обязательном социальном страховании входит в содержание трудового договора (ст. 57 ТК РФ), а отношения по страхованию у застрахованных лиц возникают с момента заключения трудового договора с работодателем, что закрепляется в подп. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон об основах социального страхования).
В соответствии с Законом об основах социального страхования важнейшей обязанностью страховщиков является обеспечение сбора страховых взносов, а также своевременная выплата страхового обеспечения (подп. 2 п. 2 ст. 11). Однако из определения понятия «страховое обеспечение», приведенного в ст. 3 названного Закона, можно сделать вывод, что в отдельных случаях, устанавливаемых федеральными законами, выплата страхового обеспечения может осуществляться и страхователем.
Лица, работающие по трудовому договору, подлежат различным видам обязательного социального страхования: обязательному пенсионному страхованию, страхованию на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти, страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательному медицинскому страхованию. Полномочия по выплате страхового обеспечения предоставлены страхователям в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти, а также страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхование профессиональных рисков), где страховщиком выступает Фонд социального страхования (ФСС) РФ.
К видам страхового обеспечения, выплачиваемым застрахованным лицам (или их родственникам в установленных законодательством случаях) страхователем за счет средств Фонда социального страхования РФ, относятся: 1) пособие по временной нетрудоспособности; 2) пособие по беременности и родам и другие пособия, связанные с рождением и воспитанием детей, – единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 3) оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно; 4) оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления застрахованных и членов их семей; 5) социальное пособие на погребение.
Пособие по временной нетрудоспособности
Обратите внимание!С 1 января 2008 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 17 250 рублей
Пособие по временной нетрудоспособности выступает страховым обеспечением как по страхованию на случай временной нетрудоспособности, так и по страхованию профессиональных рисков. Несмотря на то что в нормативных правовых актах о страховании обоих видов эти выплаты именуются одинаково, их правовая природа различается.
Обратите внимание!Минимальный размер пособия по уходу за ребенком составляет 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей
Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежит обязательному социальному страхованию, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем по его последнему месту работы либо территориальным органом ФСС РФ.
Обратите внимание! • Максимальный размер пособия по беременности и родам составляет 23 400 рублей • Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере 300 рублей • Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 рублей
Отношения по предоставлению пособий, связанных с рождением и воспитанием детей, регламентируются двумя законодательными актами. Применительно к пособиям по беременности и родам основополагающим является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности. Выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В данном нормативном акте определены источники финансирования пособий, установленных для семей с детьми, но субъекты, наделенные полномочиями по выплате таких пособий, не названы. Соответствующие нормы содержатся в Положении о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.06 № 865 (далее – Положение от 30.12.06 № 865).
Так, согласно п. 17 Положения от 30.12.06 № 865 единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Застрахованным лицам, работающим по трудовому договору, пособие по беременности и родам, как и пособие по временной нетрудоспособности, выплачивается работодателем. Единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по месту работы, службы (пп. 23 и 41).
Оплата отпуска и санаторно-курортного лечения. Пособие на погребение
НА № 10‘2007На основании ст. 11 Федерального закона от 21.07.07 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан. Аналогичные положения содержались и в Федеральном законе от 19.12.06 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».
В соответствии с п. 7 ст. 15 Закона о страховании профессиональных рисковоплата отпуска пострадавшего застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно производится страхователем.
Отношения по выплате страхового обеспечения урегулированы различными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ. В составе единого социального налога в ФСС РФ уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, а также на случай смерти.
В соответствии с п. 5 ст. 243 НК РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом, о суммах: 1) начисленного налога в ФСС РФ; 2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию; 3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 4) расходов, подлежащих зачету; 5) уплачиваемых в ФСС РФ.
В Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утв. постановлением ФСС РФ от 09.03.04 № 22 (п. 2.5; далее – Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования), предусмотрено: страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования РФ. В случае превышения суммы таких расходов над суммой начисленного единого социального налога средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) страховщика в порядке, установленном п. 3.3 указанной Инструкции.
Возможные нарушения при выплате обеспечения по страхованию
НА № 5‘2008В Законе о страховании профессиональных рисков указывается, что выплата обеспечения по страхованию, произведенная страхователем, засчитывается в счет уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 16). Взносы на данный вид страхования уплачиваются отдельно от взносов на страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смер-ти в соответствии с тарифами, утверждаемыми федеральным законом.
Следовательно, нарушения законодательства о социальном страховании при выплате страхового обеспечения работодателем могут выражаться в форме: 1) необоснованной выплаты обеспечения или необоснованного отказа в его выплате, либо выплаты страхового обеспечения в более высоком или более низком размере, чем положено, вследствие неправильного применения законодательства; 2) несвоевременного предоставления работнику страховых выплат; 3) нецелевого расходования денежных средств, переданных страхователю для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
При этом не все перечисленные нарушения влекут неправильное расходование средств социального страхования.
Обратите внимание!Суммы произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документами в установленном порядке расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также на оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в счет уплаты страховых взносов не засчитываются
Необходимо учитывать, что согласно ст. 19 Закона о страховании профессиональных рисковсуммы произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документами в установленном порядке расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также на оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.
В Законе об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности и НК РФ подобных положений нет. Однако в п. 8.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования закрепляется: расходы, произведенные страхователями – плательщиками единого социального налога с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов РФ по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) Фонда социального страхования РФ не принимаются к зачету в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в ФСС РФ. Решения отделений (филиалов отделений) страховщика о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователями – плательщиками единого социального налога, направляются в налоговые органы.
Следовательно, в этом случае необоснованной выплатой страхового обеспечения страхователю причиняется имущественный ущерб по причине неквалифицированных действий его работников, которые могут быть привлечены за это к материальной ответственности в соответствии с ТК РФ.
Привлечение должностных лиц к материальной ответственности
Обратите внимание!Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера
Согласно п. 10 Положения о Фонде социального страхования РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Это означает, что материальная ответственность в рассматриваемом случае может возлагаться как на руководителя, так и на главного бухгалтера организации-страхователя, либо на них обоих в рамках обязанностей названных лиц, закрепленных в трудовом договоре. В последнем случае при привлечении к материальной ответственности следует учитывать степень вины каждого из них.
В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
На первый взгляд, в содержание прямого действительного ущерба нельзя включить ущерб, причиненный необоснованной выплатой страхового обеспечения или завышением его размера, так как это не влечет реального уменьшения наличного имущества работодателя. Вместе с тем следует помнить, что деньги наряду с вещами относятся к имуществу и к объектам гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса РФ), поэтому объем имущества в рассматриваемом случае уменьшается.
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).
Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Отношения по привлечению работника к полной материальной ответственности регулируются ст. 243 ТК РФ. Представляется, что в связи с причинением ущерба в результате неправильной выплаты обеспечения по обязательному социальному страхованию материальная ответственность в полном размере может возлагаться на работника в следующих случаях: 1) когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) умышленное причинение ущерба; 3) причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда.
Обратите внимание!Полная материальная ответственность руководителя организации установлена законом
Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации в соответствии со ст. 277 ТК РФ. Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с главным бухгалтером.
Обратите внимание!Полная материальная ответственность главного бухгалтера может быть установлена трудовым договором
В отношении привлечения к полной материальной ответственности главного бухгалтера организации, напротив, сказано, что в силу ТК РФ материальная ответственность в полном размере может быть возложена на заместителя руководителя организации или на главного бухгалтера при условии, что это установлено трудовым договором. Если трудовым договором не предусмотрено, что указанные лица в случае причинения ущерба несут материальную ответственность в полном размере, то при отсутствии иных оснований, дающих право на привлечение этих лиц к такой ответственности, они могут нести ответственность лишь в пределах своего среднего месячного заработка (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.06 № 52).
Административная и уголовная ответственность
Незаконный отказ в выплате страхового обеспечения в отдельных случаях может являться основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности.
Так, согласно ст. 5.41 КоАП РФ невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Как установлено в п. 2 ст. 19 Закона об основах социального страхования, нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством РФ.
Ответственность за нецелевое использование средств Фонда социального страхования РФ и иных государственных внебюджетных фондов предусмотрена административным и уголовным законодательством.
В КоАП РФ установлено: использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 15.14).
Однако привлечение к административной ответственности за нецелевое расходование средств Фонда социального страхования РФ по ст. 15.14 КоАП РФ должностных лиц организаций-работодателей и самих юридических лиц не осуществляется, так как страхователи, по всей видимости, не относятся к числу получателей средств государственных внебюджетных фондов. Такой вывод можно сделать на основе анализа бюджетного законодательства РФ.
В тексте Бюджетного кодекса РФ (нормы которого претерпели ряд изменений, вступивших в силу с 1 января 2008г.) термин «получатель средств государственного внебюджетного фонда» не используется. В целях его толкования необходимо обратиться к определению более широкого понятия – получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета), так как бюджет государственного внебюджетного фонда входит в число бюджетов бюджетной системы РФ согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ.
Как указано в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, получатель бюджетных средств – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящийся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год.
Аттестация рабочих мест: навязанная проблема или насущная необходимость?
Бадагуев Б.Т., государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в городе Москве
Говоря о целях аттестации рабочих мест, прежде всего следует отметить, что она необходима для выполнения требований статей Трудового кодекса РФ, положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих вопросы охраны труда. В частности, на территории столицы действует Закон города Москвы от 12.03.08 № 11 «Об охране труда в городе Москве».
Вторая цель – получить фактическую картину состояния условий труда на рабочих местах, чтобы определить, какие конкретно мероприятия необходимо выполнить, чтобы улучшить и оздоровить условия труда.
Обратите внимание!Государственные инспекторы труда (по охране труда) г. Москвы в 2007 г. из общего количества тематических и целевых проверок провели 1537 проверок по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда. Уже в I квартале 2008 г. по вопросам аттестации рабочих мест состоялось 562 проверки
Третье, что следует иметь в виду работодателю: аттестация нужна для обоснования компенсационных выплат за работу с опасными и вредными условиями труда, для снижения налогов, начисляемых на фонд заработной платы работников организации, по результатам аттестации рабочих мест. При наличии по результатам аттестации условно аттестованных рабочих мест и с учетом анализа показателей профессионального риска в организации может быть проведен расчет компенсационных выплат и их отражение в коллективном и трудовых договорах, а также в локальных актах организации. Начисленные в составе заработной платы компенсационные выплаты в этом случае не подлежат обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.
Четвертый результат по итогам мероприятий – обоснование расходов, необходимых для дополнительного улучшения условий труда работников (приобретение дополнительной спецодежды, средств защиты и пр.) с отнесением этих затрат на себестоимость продукции. На практике нередко встречаются случаи, когда налоговые органы при проверках налагают на организации значительные штрафы за необоснованное предоставление льгот, компенсаций, спецодежды и других СИЗ, так как в организациях не была проведена аттестация рабочих мест, являющаяся основанием для установления дополнительных гарантий.
Пятая цель, которую ставит перед собой работодатель, приступая к аттестации рабочих мест, – получение скидок (до 40 %) к страховым тарифам, оплачиваемым организацией по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве. Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена постановлением ФСС России от 05.02.02 № 11. В соответствии с действующим налоговым законодательством процентная ставка налога по страхованию от несчастных случаев зависит от категории, к которой отнесена организация по степени профессионального риска. Однако не все работодатели знают, что внутри этой категории им могут уменьшить до 40 % ставку этого налога, если в организации обеспечены безопасные условия труда. А установить это можно путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Шестой аргумент в пользу аттестации: прохождение работниками медицинских осмотров, покупка сертифицированных средств индивидуальной защиты, покупка приборов контроля состояния условий труда и другое могут осуществляться за счет средств Фонда социального страхования России (ФСС). На оплату этих мероприятий организация может потратить до 20 % взносов, перечисленных ею на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в году, предшествующем отчетному, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования (п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 30.01.08 № 43н). Чтобы воспользоваться этими деньгами, организация должна до 1 августа текущего календарного года подать заявление в региональное отделение ФСС России, в котором она состоит на учете.
Получение лицензии, снятие ряда претензий
Седьмая задача, которую позволяет решить аттестация рабочих мест, – получение лицензий на отдельные виды деятельности. Во многих регионах действует порядок, по которому организация не может получить лицензию на определенный вид деятельности при отсутствии у нее заключения Госэкспертизы условий труда. Нередко осуществление в организации аттестации рабочих мест по условиям труда является одним из условий тендера и конкурса.
Наконец, еще один плюс, восьмой по счету: аттестация рабочих мест снимет многие претензии к организации со стороны государственной инспекции труда при инспекционных проверках и рассмотрении несчастных случаев на производстве. Одним из результатов аттестации рабочих мест являются «Протоколы оценки травмобезопасности» каждого рабочего места. Из практики известно: если в организации, где не проведена аттестация, происходит несчастный случай, то государственный инспектор труда вправе предъявить претензии работодателю за то, что работники выполняют трудовые функции на рабочих местах, травмобезопасность которых не подтверждена.
Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Автоматизированная система контроля аварийных выбросов на химически опасных объектах
Автоматизированная система контроля аварийных выбросов на химически опасных объектах (АСКАВ) создана на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Закона г. Москвы от 5 ноября 1997 г. № 46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Закона г. Москвы от 31 марта 2004 г. №19 «О Комплексной городской целевой программе развития гражданской обороны города Москвы на 2004—2008 годы», п. 2.4.1. Этапы создания городской системы контроля состояния химически опасных объектов (ХОО) были следующими: разработка проектно-конструкторской документации систем контроля и передачи данных о состоянии ХОО «объект-округ»; развитие системы контроля на городском уровне; Распоряжения правительства Москвы от 18 ноября 2003 г. №943-РП «О внедрении автоматизированной системы контроля аварийных выбросов» и др.
Среди промышленных объектов, использующих в технологическом процессе аварийно химически опасные вещества (АХОВ), самыми многочисленными являются предприятия, использующие в технологическом цикле аммиак и хлор. Значительное количество химически опасных объектов (ХОО) располагается рядом с городом или даже в черте городской застройки (водопроводные станции, предприятия пищевой и химической промышленности, холодильники и др.), что требует принятия особых мер по обеспечению безопасности их функционирования и защите населения, проживающего вблизи этих объектов, от последствий аварий.
Решение задачи оперативного обнаружения аварии, оценки, прогнозирования и своевременного оповещения возможно при использовании автоматизированной системы контроля аварийных выбросов на химически опасных объектах (АСКАВ).
АСКАВ предназначается для:
> непрерывного измерения концентраций токсичных газов (аммиака, хлора, сероводорода и др.) в рабочей зоне и на промышленной площадке, а также текущих значений метеопараметров на объекте;
> сигнализации о превышении установленных пороговых концентраций газа в местах расположения датчиков-анализаторов;
> выдачи сигналов на включение звуковой и световой сигнализации, обменной и аварийной вентиляции, аппаратуры управления отсечными клапанами в случае аварии;
> диагностики работоспособности системы;
> определения уровня аварии — локальная авария на объекте или общая авария на объекте с возможным выходом облака газа за пределы производственной площадки предприятия;
> расчета и выдачи в автоматическом режиме на экран монитора программно-вычислительного комплекса (ПВК) и принтер данных прогнозирования последствий аварии с отображением зоны заражения на карте и расчета времени подхода облака газа к прилегающим объектам в виде протокола;
> передачи информации о работоспособности системы на объекте, факте и уровне аварии, а также метеоусловиях на момент аварии дежурному по предприятию, а также по модемной связи в Управление по административному округу Главного управления МЧС России по г. Москве (далее — Управление) для оценки и прогнозирования химической обстановки и принятия решений о мерах по локализации и ликвидации аварии и оповещению населения;
> оповещения предприятий и на селения на прилегающей к химически опасному объекту территории города.
АСКАВ в городе Москве реализована как трехуровневая информационно-управляющая система.
Первый уровень системы разворачивается на химически опасном объекте и включает в себя:
> систему газоаналитического контроля СКВА-01, предназначенную для измерения концентраций газа в контурах контроля:
а) ПДК (предельно допустимых концентраций);
б) аварийных утечек;
в) по периметру химически опасного объекта, формирования сигналов превышения установленных порогов сигнализации, управления системами звуковой и световой сигнализации, вентиляции и лока лизации аварии на объекте;
> метеокомплекс, предназначенный для замера текущих метеорологических параметров, необходимых для прогнозирования аварийной обстановки;
> программно-вычислительный комплекс дежурного по предприятию, предназначенный для контроля текущей и аварийной обстановки, прогнозирования;
> аппаратуру связи СКВА-01 для обеспечения устойчивого приема-передачи данных по коммутируемым телефонным каналам в Управление регламентных сообщений о работоспособности оборудования АСКАВ на объекте, метеопараметров, а также сигналов «Тревога» и «Общая тревога» в случае аварийной утечки газа, приема команды на запуск локальной системы оповещения от оперативного дежурного Управления;
> аппаратуру системы локального оповещения персонала предприятия и населения на прилегающих к объекту территориях, запускаемую по сигналу «Общая тревога». Обеспечивается оповещение персонала и населения в режиме передачи голосового сообщения или сигнала сирены, а также передача по телефонным каналам в автоматическом режиме сообщения об аварии на химически опасном объекте предприятий, попадающих в зону возможного заражения.
Второй информационный уровень АСКАВ реализуется в Управлениях по административным округам Главного управления МЧС России по г. Москве, куда в автоматическом режиме поступает с химически опасных объектов регламентная информация о работоспособности АСКАВ, а также информация об аварийных утечках АХОВ.
Оборудование АСКАВ второго уровня в Управлениях по административным округам включает в себя:
> программно-вычислительный комплекс (ПВК), предназначенный для контроля работоспособности АСКАВ, аварийной обстановки и метеопараметров на химически опасных объектах округа, прогнозирования последствий аварии и вывода данных об аварии в виде протокола прогноза и на карту местности, прилегающей к химически опасному объекту;
> аппаратуру связи СКВА-01 для обеспечения устойчивого приема данных по коммутируемым телефонным каналам с химически опасного объекта и передачи в химически опасный объект команды на запуск локальной системы оповещения от оперативного дежурного Управления по АО, трансляции по оптоволоконным каналам в Управление мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС ЦУКС МЧС России по г. Москве данных о работоспособности АСКАВ и аварийной обстановке на ХОО административного округа.
На втором уровне осуществляются оценка и прогноз последствий аварии на химически опасном объекте, принимается решение о запуске локальной системы оповещения в 2,5 км зоне, прилегающей к объекту.
Третий информационный уровень АСКАВ реализуется в Управлении мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ЦУКС МЧС России по г. Москве, куда в случае аварии на химически опасном объекте в автоматическом режиме транслируются информация об аварийных утечках газа и необходимые данные для прогнозирования.
Оборудование АСКАВ на третьем уровне включает в себя:
> программно-вычислительный комплекс (ПВК), предназначенный для контроля работоспособности АСКАВ, аварийной обстановки и метеопараметров на химически опасных объектах округа, прогнозирования последствий аварии и вывода данных об аварии в виде протокола прогноза и на карту местности, прилегающей к химически опасному объекту;
> аппаратуру связи СКВА-01, обеспечивающую прием данных по оптоволоконным каналам связи со всеми химически опасными объектами и Управлениями по административным округам.
На третьем уровне осуществляются оценка и прогноз последствий аварии на химически опасном объекте, принимается решение о задействовании дополнительных сил и средств Главного управления МЧС России по г. Москве для локализации и ликвидации последствий аварии.
На программно-вычислительном комплексе Управления мониторинга дополнительно реализуется режим дистанционного мониторинга, позволяющий контролировать текущий уровень загазованности и работоспособность АСКАВ на любом химически опасном объекте города.
В качестве основы комплекса программно-технических средств АСКАВ в процессе разработки системы создан и освоен в серийном производстве принципиально новый тип газоанализаторов — многоканальная газоаналитическая система СКВА-01 для контроля токсичных и взрывоопасных газов.
Система сертифицирована Госстандартом РФ. Имеется Разрешение на применение Ростехнадзора России.
СКВА-01 реализована как распределенная сеть контроллеров, обеспечивающих функции измерения, обработки и передачи данных, а также управления.
В системе обеспечиваются программирование порогов срабатывания сигнализации, архивирование данных измерений, передача информации на IBM совместимый компьютер по RS232, а также внешним пользователям через встроенный модем по телефонному каналу.
Количество точек контроля (датчиков — измерительных преобразователей) до 256 шт. и более. Датчики имеют взрывозащиту уровня 1ExibsllCT6. Потребляемая мощность — не более 60 Вт. Рабочие условия эксплуатации: блока сигнализации и управления — от 5 до 40°С, модулей расширения и измерительных преобразователей — от минус 40 до 45°С.
Преимуществом системы СКВА-01 перед серийно выпускаемыми многоканальными газоанализаторами токсичных и горючих газов является:
> полное соответствие новым «Общим правилам взрывобезопасности для взрывоопасных, химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (ПБ 09-540-03), а также «Правилам устройства и безопасной эксплуатации холодильных систем» (ПБ 09-592-03), «Правилам безопасности аммиачных холодильных установок» (ПБ 09-595-03) и «Правилам безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора» (ПБ 09-594-03);
> возможность программирования конфигурации системы в соответствии с требованиями размещения на конкретном объекте;
> контроль концентраций газов как в местах аварийных утечек, так и в воздухе рабочей зоны и на промплощадке на уровне ПДК;
> низкая удельная стоимость канала измерения;
> значительная экономия кабельной продукции при монтаже на объекте.
По состоянию на конец 2010 года на территории города Москвы АСКАВ полностью внедрена на 31 химически опасном объекте (таблица 1).
Работа по внедрению АСКАВ на химически опасных объектах г. Москвы продолжается.
БСЕДИН Юрий Валерьевич Заместитель начальника Главного управления МЧС России по г. Москве (ГУ МЧС России по г. Москве)
ЮЗБЕКОВ Насир Саидович Начальник отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по г. Москве, к.т.н.
ЗИМИН Сергей Николаевич Начальник отдела обеспечения автоматизированных систем контроля.Управления мониторинга, лабораторного контроля и предупреждения чрезвычайных ситуаций ЦУКС МЧС России по г. Москве
Организация производственного контроля за обеспечением безопасности грузоподъемных машин
В.А. Борисов, канд. техн. наук,зав. кафедрой (НОУ «Межотраслевой институт»)
Большое внимание в Системе управления промышленной безопасностью (СУПБ) на опасных производственных объектах (ОПО) уделяется производственному контролю. Его цель —предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.
Организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности урегулированы статьей 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также развивающими положения правил.